Рекомендации для повышения эффективности развивающих занятий с детьми:
1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.
Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время.
Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком этого возраста. Младшие школьники, в принципе, уже готовы для того, чтобы с ними проводили специально организованные занятия. Но и при работе с детьми школьного возраста не стоит забывать основной принцип любого обучения: "Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!". И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.
2. Занятия должны быть регулярными.
Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.
3. Планируйте занятия заранее.
Для
того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать,
над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам
для работы. Методики, приведенные в разделе "Диагностика", помогут вам
определить, какие психические функции вашего ребенка развиты хуже остальных и
нуждаются в развитии в первую очередь. Свидетельством того, что ваши занятия с
ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения
малышом упражнений.
При этом надо помнить, что у большинства детей психические
процессы развиваются неравномерно. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Ваша
задача - вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений.
В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития
ребенка может сделать только специалист и только после комплексной диагностики
всех психических функций.
4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.
Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся
под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх
перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
- ни с кем его не
сравнивайте; важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением,
ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
- поддерживайте
навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его
подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов;
ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. Помните
о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…
5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.
Все дети разные, и
каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные
подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания
необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно
вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно
облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.
Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку
целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для
чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания:
"Как ты будешь это делать?".
6. Формируйте у ребенка желание учиться.
Лучший способ для этого - похвала, положительная
оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные
символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся,
если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием.
Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь,
чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите
его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.
В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного
он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не
очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку.
Важно, чтобы ребенок наглядно видел результаты своей работы. Или можно строить график достижений. Это
будет стимулировать его движение к новым результатам.
Необходимо, чтобы
ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте.
Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо
понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь
от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал,
занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена,
в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".
7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.
Только специалист (детский
психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических
функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при
составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно
учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной
деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные
коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения.
Ниже мы приводим основные особенности природной организации нервной деятельности
ребенка, которые могут быть причинами трудностей в обучении:
1. Низкий уровень работоспособности - недостаточная выносливость нервных клеток ребенка при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается и результативность мыслительной деятельности снижается.
2. Медлительность психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида заданий на другие. Необходимо отметить, что у каждого ученика существует свой индивидуально приемлемый темп деятельности. Родителям необходимо отчетливо представлять себе, каковы пределы роста темпа деятельности их ребенка.
3. Повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.
4. Импульсивность - ребёнок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. В разной мере импульсивность свойственна всем детям, но при яркой выраженности она может стать серьёзным препятствием в процессе учебы. Проявляется она в несдержанности, вспыльчивости, легкомысленности, непрестанной тяге к смене впечатлений и др.