Форма входа |
|
|
|
| | |
| Первые фразы Во
второй половине второго года жизни ребенка происходит много важных
событий. Одним из них является то, что малыш научается связывать два
слова в фразу. "Мама, ди!" (иди) - сказала в 1 год 6 месяцев
Ляля И.; "Мама, дай!" - совершенно четко произнесла в 1
год 6 месяцев Ира П.; первая фраза Игорька К. в 1 год 8 месяцев была:
"Баба, катяй!" (качай).
Соединение двух слов в фразу - очень большое усложнение в деятельности
мозга: на каждое слово ("мама", "иди", "дай"
и т. д.) была уже выработана система условных связей, а теперь происходит
объединение таких систем в более сложные - это более высокий уровень
деятельности мозга, которую физиологи называют синтезом.
У девочек соединение слов в фразы происходит несколько раньше, у мальчиков
- на два-три месяца позже, но ход процесса совершенно одинаков. Как
в усвоении первых слов, так и в их объединении в фразы очень большую
роль играют потребности, желания ребенка. Он зовет мать, просит
еду или какой-то привлекающий его предмет, т. е. формирование первых
фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу.
Несколько позже, обычно в 2 года - в 2 года 3 месяца, появляются фразы
с отрицательным значением. Мариша К. в 2 года сказала: "Ам-ам
не!" - отстраняя при этом от себя тарелку с кашей. Сережа П.
в 2 года 2 месяца отказывался пить рыбий жир: "Котю не! Котю
не!" (не хочу). До двух лет отказ есть, принимать лекарство,
что-то делать осуществляется только с помощью жестов, но после двух
лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется и
слово.
На третьем году жизни у ребенка появляются и фразы из трех слов, которые
тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. "Таня
дай ням!" - просит Танечка Т. 2 лет 3 месяцев. "Витя хотет
гуя" (Витя хочет гулять), - заявил Витя О. в этом же возрасте.
Наряду с фразами, выражающими потребности, в это же время у ребенка
появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. "А
тюлётьки сасём мокие" (а чулочки совсем мокрые), - констатирует
факт Мариша К. в 2 года 2 месяца. Сережа Б. в 2 года 3 месяца наблюдал,
как двое малышей ходили по луже, и оценил их поведение: "Нехаёсие
детки!" (нехорошие детки).
Раз начавшись, процесс объединения слов в фразы
развивается далее очень бурно. Почти каждый день можно услышать от
ребенка все новые и новые фразы. Однако родители и персонал детского
учреждения должны помнить, что ребенок постоянно нуждается во внимании:
если вы ответите ему, скажете несколько слов и т. д., то малыш будет
охотно говорить. Если же он не получает ответа или ответы ваши односложные,
неэмоциональные, то интерес к речевой деятельности теряется, и ребенок
умолкает.
Еще одно важное событие в развитии речи детей происходит в этот же
период: дети открывают, что все вокруг имеет
свое название, имя - каждый, каждый предмет! Ребенок с жадностью
спрашивает: "Что это?"- и узнает,
что это - собака, это - троллейбус, это - водосточная труба и т. д.
и т. д.
Наблюдая детей первых лет жизни, вы можете убедиться в том, какая
у них жажда узнавать новые и новые названия для каждого предмета.
Они так хотят знать больше названий -вы только скажите им! Именно
это и обеспечивает развитие у маленьких детей все более и более высоких
степеней обобщения при помощи слов. Но и это скоро перестает удовлетворять малышей: вот бежит собака,
а как ее зовут? А вон идут девочки - как их зовут? Иначе говоря, от
общих понятий - собака, девочка, птица ребенок переходит к конкретизации,
уточнению своих знаний. Еще И. М. Сеченов подчеркивал, что
чем больше "отдельностей" представляет
мир для ребенка, тем глубже и шире его знания.
На третьем году жизни наряду с вопросом: "Что это?" то и
дело ребенок спрашивает: "Как его зовут?"
Это относится к человеку, который прошел мимо, к воробью, который
купается в луже, к коту, сидящему на чьем-то окне.
Мариша К. в 2 года 2 месяца ехала в трамвае с бабушкой и все время
задавала вопрос: "Как зяют?" (как зовут?) - показывая то
на кого-то из пассажиров, то на прохожих на улице. Увидев селедку,
торчавшую из сумки стоявшей рядом женщины, Мариша и про нее спросила:
"Как зяют сеёдку?"
Обратите внимание, что уже в этот период происходит связывание слов
в определенном, стереотипном порядке - в том, какой подсказывается
взрослыми в их речи. Уже эти первые двух-трехсловесные предложения
маленьких детей есть обучение речевым шаблонам на практике.
Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они
слышат от взрослых, но и особенности артикуляции, грамматические особенности
речи.
Ирочка Р. с годовалого возраста находилась в основном на попечении
няни, которая говорила очень неправильно. В 2 года 2 месяца от девочки
можно было услышать: "Я хожу ножкам (вместо "ножками"),
"Хочу к мамы" (вместо "к маме"), "На ручки
к папы" и т. п. Толик Н. 3 лет на вопрос, чем его кормит мама,
ответил: "Булкам, колбаскам", - мальчик тоже большую
часть времени проводит с няней, которая говорит неправильно. Игорь
К. в 2 года приехал на дачу, где дети хозяев называли родителей "папаня"
и "маманя" - через некоторое время мальчик стал тоже называть
так своих родителей.
В случаях, подобных таким, необходимо поправлять ребенка, стараться
давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение их.
При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что
он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться
добиться повторения (хорошо, если многократного) в ситуации игры.
Например, предложить ребенку бежать от стола к маме, потом к папе,
сидящим в стороне от стола, и при этом говорить: "А ну-ка, беги
к маме! А теперь беги к папе! Куда ты бежишь?"- заставляя ребенка
повторить: "К маме! К папе!"
После нескольких таких игр малыш обычно усваивает правильные грамматические
формы и даже пытается поправлять тех, кто их искажает. Няня Игоря
К. (3 года 6 месяцев) говорила: "калидор", "транвай",
"мы попивши чаю" и т. п. Мальчик начал повторять вслед за
няней такие слова и выражения, но родители каждый вечер играли с ним,
выправляя их; через некоторое время Игорь не только стал говорить
правильно сам, но и начал поправлять няню: "Не транвай, а трамммвай!
Скажи - трамммвай!" и т. д.
Совершенно так же, как при усвоении отдельных слов, при связывании
слов в фразы могут получиться неправильные "соединения",
которые закрепляются. Рома X. часто слышал разговоры по телефону,
и слова "алло, слушаю" соединились у него очень прочно.
В возрасте около 3 лет мальчик стал часто употреблять эти слова в
разговоре, например: "Аллослушай, мама, где мячик?", "Аллослушай,
баба, что я тебе скажу!" Как-то мама обратилась к нему: "Ты
слышишь, что я тебе говорю?" Рома ответил: "Конечно, аллослышу".
Несмотря на то что артикуляция многих звуков представляет еще для
ребенка трудности, построение фраз у него становится все сложнее.
Интересно, что дети не только быстрее усваивают слова и фразы, выражающие
их потребности, желания, но и артикуляция, интонационный рисунок этих
фраз совершенствуются гораздо быстрее, чем тех слов и фраз, которые
индифферентны для них.
Венгерский психолог Ю. Кадар изучала развитие артикуляции, интонаций
в фразах вопросительных, повелительных, повествовательных, просительных
и т. д. у детей первых лет жизни; одновременно у них регистрировались
двигательные реакции, дыхание. Оказалось, что те
фразы, которые были, как говорит Ю. Кадар, "эмоционально насыщенными",
сопровождались сильными изменениями дыхательных и двигательных реакций,
формирование артикуляторных механизмов, интонаций шло гораздо быстрее.
Какие же фразы являются "эмоционально насыщенными"? Те,
которые содержат просьбу, требование! Фразы повествовательные появляются
позже, и их артикуляция, интонационные характеристики долго остаются
на более низком уровне развития. Эти факты показывают, насколько тесно
развитие речи связано с развитием всей нервной деятельности ребенка,
разных ее уровней.
| |
| | |
|