В данном разделе мы приводим упражнения на развитие
наглядно-образного мышления, словесно-логического и абстрактного.
Само
понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных
операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста
(до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить
абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия
здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове
различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности
визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и
дополнили их другими.
Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в
школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое
и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов
мышления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит
к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения
главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие
этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать
слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия,
развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность
к абстрагированию.
Здесь мы также приводим описание логических задач
- это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя
целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление
мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций,
существующих на базе языковых средств.
В ходе такого мышления происходит
переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания
одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.
Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в умозаключении…знание
добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном
случае из непосредственного опыта".
Развивая словесно-логическое
мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые
бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к
единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему,
когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.
Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени
обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию
или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых
объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака
у другого объекта. Например, "у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры
- большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?" Недостаточное
развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными
понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например,
уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит
с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах
или других знаках.
Обычно этот тип мышления только начинает развиваться
в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания,
требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие
у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем упражнения, которые
не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию
отвечают основным характеристикам данного типа мышления.
Сюда включены
задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных
объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия
от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации),
формирование способности оперирования смыслом.
По данным центра психологической помощи "Адалин"