Форма входа |
|
|
|
| | |
| Малыш делает ошибки
Мы,
взрослые люди, даем детям множество речевых стереотипов, которые служат
им шаблонами. Но вот вдруг слышим:
- Бабуся, мы дарим тебе три духа! - трехлетняя Марина преподносит
бабушке набор из трех флакончиков духов - от себя, мамы и папы.
- Ты это иголком сошила?- интересуется Леша 2 лет 10 месяцев, когда
мама надевает ему новую рубашечку.
- Ой, не давли грибок! - кричит Леночка 2 лет 10 месяцев. Она
же восхищается: "Посмотри, какое стадо чернИков!"
"Иголком", "чернИков", "три духа" и
т. п. - это ошибки, которые связаны с недостаточным овладением языком.
Некоторые из этих ошибок, однако, настолько распространены и так закономерно
повторяются в речи всех правильно развивающихся детей, что о них стоит
поговорить особо.
"Закономерности" ошибок в детской речи важно знать для понимания
процесса развития речи. Кроме того, родители и воспитатели должны
знать, как относиться к ошибкам ребятишек.
Какие же ошибки наиболее типичны и чем они интересны? В отношении
глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм
по образцу одной, более легкой для ребенка. Например, все дети в определенном
возрасте говорят: вставаю, лизаю, жеваю и т. д. "Прожевал, наконец?"
- -"Жеваю", "Ну, вставай, хватит валяться!" -
"Вставаю, вставаю!", "Мама, а Лена стекло лизает!"
Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: ломаю,
ломаешь, засыпаю, засыпаешь, хватаю, хватаешь, разрешаю и т. д., и,
конечно, малышу проще использовать одну стандартную форму глагола.
Кроме того, артикуляция слов "лизаю", "жеваю"
легче, чем слов "лижу", "жую". Поэтому, несмотря
на поправки взрослых, ребенок упорно говорит по-своему. В основе этих
ошибок, следовательно, лежит подражание часто употребляемой форме
глагола, по образцу которой ребенок изменяет и все другие глаголы.
Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной
формы глагола. "Игорюшка, вставай, я тебя давно бужу".-
"Нет, я еще поспу", - отвечает трехлетний мальчуган.
Четырехлетняя Маша вертится около матери, которая прилегла отдохнуть.
"Маша, ты мне мешаешь".- "А что ты все лежаешь и лежаешь?"
Ученые, изучавшие развитие детской речи, отметили, что когда ребенок
усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то далее он
распространяет ее на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается
правильным, иногда - нет. В случаях, подобных приведенным здесь, такое
обобщение было неправильным.
У маленьких детей, как указывает А. Н. Гвоздев, очень часто наблюдается
употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с
окончанием на "а"). "Я попила чай", "Я пошла"
и тому подобное говорят и мальчики. Причина этой очень частой ошибки
неясна; возможно, она лежит в большей легкости артикуляции.
Дети встречают много трудностей, когда начинают изменять имена существительные
по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья - уже
стульев?! Не справляясь со сложностью грамматики русского языка, малыши
образуют падежные окончания по какому-нибудь уже усвоенному образцу.
"Возьмем все стулы и сделаем поезд", - предлагает трехлетний
Женя своему приятелю. "Нет, - возражает тот, - здесь мало
стулов". А вот Гера 3 лет 8 месяцев уже хорошо запомнил, что
множественное число от слова-"стул" - "стулья":
"У меня в комнате два стулья, а у тебя скоко?"
Когда в речи ребенка появляется творительный падеж, малыш долгое время
образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню имени
существительного окончания "ом" независимо от рода существительного:
иголком, кошком, ложком и т. д., т. е. по образцу склонения имен существительных
мужского рода.
Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных:
"людиха" (женщина), "цыплиха" (курица), "лошадиха"
(лошадь), "коров" (бык), "людь" (человек), "кош"
(кот) и т. д. У четырехлетнего Севы отец - врач, но сам он, когда
вырастет, будет прач (по его мнению, "прач" - это мужчина-прачка),
так как ему ужасно нравится мыльная пена и пузыри. Трехлетнюю Люсю,
напротив, прельстила профессия врача, и она решила, что когда будет
большая, то станет "врачкой".
Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной
степени имен прилагательных. В этом случае опять четко проявляется
подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: длиннее, смешнее, беднее,
веселее и т. д. Большое количество имен прилагательных в сравнительной
степени имеют такую форму. Удивительно ли, что малыши говорят: хорошее,
плохее, высокее, короткее и т. д.
"Ты у нас хороший мальчик!" - "А кто хорошее, я или
Слава?", "Мне близко до садика идти".--"Нет, мне
близее".
Ребятишки без всякого смущения образуют сравнительную степень даже
от имен существительных. "А у нас есть сосны в саду!" -
"Ну и что? А наш сад все равно соснее!"
Все эти примеры показывают, что типичные ошибки в детской речи связаны
с тем, что грамматические формы образуются по немногим, ранее усвоенным
образцам. Это значит, что классы слов с соответствующими им грамматическими
отношениями еще не четко разделены, они имеют пока примитивно обобщенный
характер. Только постепенно, когда такое разделение станет четким,
будут тонко выделены и грамматические формы.
Обычно взрослые ограничиваются тем, что посмеются над забавным искажением
слова. Когда ошибки ребенка в речи носят случайный характер (как "три
духа", "не давли" и т. д.), то на них действительно
не стоит фиксировать внимание малыша. Те же ошибки,
которые являются типичными (образование творительного падежа
с помощью окончания "ом" независимо от рода существительного,
окончание "ее" в сравнительной степени прилагательных и
т. д.), нужно обязательно поправить.
Если на них не обращать внимания, речь ребенка очень надолго останется
неправильной.
Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его, как
это нередко бывает в тех случаях, когда мальчик долго говорит "я
пошла", "я пила" и т. д. Игорь К. до 3 лет упорно употреблял
прошедшее время глаголов только в женском роде. Чтобы отучить его,
бабушка и няня стали дразнить малыша: "Ах, наша девочка пила
чай!", "А знаете, Игорек у нас девочка - он говорит "взяла",
"упала"!" Мальчик обижался, плакал и стал избегать
глаголов в прошедшем времени. "Иди чай пить, Игорек!" -
"У меня уже попито".- "Ты взял книгу?" - "Нет,
у меня не брато". Только в 3,5 года Игорь начал понемногу употреблять
прошедшее время глаголов правильно.
Не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как
анекдоты, особенно в присутствии самих ребятишек. Дети очень гордятся
тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова
уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить
ребенка, не делая из ошибки остроты или повода для обиды.
| |
| | |
|