Развитие ребенка
Суббота, 20.04.2024, 02:06

Поиск


Форма входа

Архив записей

Диагностика развития
 Внимание
 Память
-> Мышление
-> Речь

Развивающие методики
->восприятие
->мышление

->память
->внимание
->речь
->творчество

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет

<--Диагностика развития
<-Диагностика мышления

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1.Методика "Нелепицы".

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

развитие мышления у детей, диагностика


Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа:

развитие мышления у детей, диагностика       развитие мышления у детей, диагностика



развитие мышления у детей, диагностика


2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:

развитие мышления у детей, диагностика


развитие мышления у детей, диагностика

3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):

развитие мышления у детей, диагностика      развитие мышления у детей, диагностика




развитие мышления у детей, диагностика        развитие мышления у детей, диагностика



развитие мышления у детей, диагностика       развитие мышления у детей, диагностика

4. Задания на нахождение закономерностей:

развитие мышления у детей, диагностика        развитие мышления у детей, диагностика

5. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция):

развитие мышления у детей, диагностика       развитие мышления у детей, диагностика



развитие мышления у детей, диагностика



развитие мышления у детей, диагностика

6. Задания на установление логических связей:

развитие мышления у детей, диагностика          развитие мышления у детей, диагностика

7. Составление рассказа:

развитие мышления у детей, диагностика

8. Еще одно задание для диагностики развития у ребенка наглядно-образного мышления.

развитие мышления у детей, диагностика

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz