Диагностика развития мышления у детей в
возрасте от 3 до 6 лет
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление
(оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня
развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания
могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. 1.Методика "Нелепицы". Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности
ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной
деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет. Для организации обследования заранее готовится картинка: Инструкция испытуемому.
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор
спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или
неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому
предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения
ребенку оказывается помощь: - Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать,
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает
свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы,
побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?"
"Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'", - Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно,
чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная
картинка?", "Что в ней смешного?", - Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то
фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что
здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?",
"Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А
еще здесь есть что-нибудь необычное?". Оценка выполнения задания. При оценке учитываются: а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней,
самостоятельность; б) понимание и оценка ситуации в целом; в) планомерность описания картинки; г) характер словесных высказываний. 1-й уровень - ребенок сразу включается в работу.
Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все
перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное
обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует
в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе
сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень
организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе
выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании
картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то,
на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов. 3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию
ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы
ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога.
Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании,
оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность
ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать. 4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок
не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет".
Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести
его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов. Еще примеры заданий подобного типа:
2. Нахождение недостающих частей рисунка
среди предложенных на выбор:
3. Задания на нахождение предметов, объединенных
каким-то общим признаком (обобщение и классификация):
4. Задания на нахождение закономерностей: 5. Простейшие умозаключения (определяется
также запас знаний ребенка, эрудиция):
6. Задания на установление логических
связей: 7. Составление рассказа: 8. Еще одно задание для диагностики развития
у ребенка наглядно-образного мышления.
|