Форма входа |
|
|
|
| | |
| Почему дети разговаривают сами с собой?
"Нашему
внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время
разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно
отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим
малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком
необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать
искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать:
"Ты знаешь?", "Ты слышишь?"
Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по
очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник,
а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.
Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при
этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?
Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе.
"А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не
подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький,
где же он?.."
Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают
20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе
(там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему
дети разговаривают сами с собой?
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной
речью. Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают
сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых
маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей
- на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят
слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный
момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют
за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке
и прямо в песочник..."
Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому
себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической
речью.
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь
способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением.
Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая
сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший
гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает
действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку
на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует
действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про
теремок".
Исследователи
считают, что эти стадии соответствуют этапам
развития детского мышления. На последней стадии, когда личная
речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия.
Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе,
вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он
может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует,
что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает
все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно
замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше
не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше,
личная речь переходит во внутреннюю.
Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению
задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше
понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль.
Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя,
тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников
во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям
трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников
личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда
и в третьем классе.
Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то
интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
| |
| | |
|