Форма входа |
|
|
|
| | |
| Мы разговариваем с детьми
-
А кота-та-та-та! А кота-та-та-та! - то смеясь, то серьезно говорит
мать, наклоняясь к четырехмесячному сынишке, и он отвечает радостным
взвизгиванием. Со стороны это смешно слушать - ну что за "кота-та-та"?
И почему обоим - и матери и малышу так весело? Да потому, что в
первые шесть месяцев жизни ребенок нуждается именно в эмоциональном
общении со взрослыми.
Педагоги Н. М. Аксарина, В. А. Петрова и другие подчеркивают, что
в этот период в разговоре с ребенком важно не
содержание, а веселая интонация, улыбка - это вызывает у малыша оживление
и усиление голосовых реакций.
Но так продолжается недолго. Уже после шести месяцев одной эмоциональности
в обращении с ребенком оказывается мало: теперь надо учить его понимать
некоторые слова. Мать или няня показывают на куклу и называют ее "Ля-ля!",
показывают нос, глаза и так далее и все это называют. Называть надо
тот предмет, на котором сейчас сосредоточено внимание ребенка, тогда
нужные условные связи возникнут быстро и будут прочными.
Когда малышу около года, мы уже стараемся добиться повторения слов.
У девочек это удается до года, у мальчиков немного позже. Леня в 1
год 1 месяц тянется к чашке: "Это чашка, чашка!" - говорит
мама, показывая и давая подержать интересный для сына предмет, и он
повторяет за ней: "Тя-сь... тясь!" Это повторяется много
раз, и вот Леня сам, без подсказки показывает на чашку и говорит:
"Тясь! Тясь!" Годовалая Катя вырывается из рук бабушки на
пол. "Катя хочет топ-топ?" - спрашивает бабушка и ставит
девочку на пол, давая ей переступать ножками: "Топ-топ! Катя
топ-топ!" Через какое-то время Катя уже сама заявляет о желании
походить по полу словами: "Топ-топ!"
Часто родители и сестры-воспитательницы жалуются,
что они много разговаривают с ребенком, а от него добиться повторения
слов не удается. Причина этого легко объяснима: просто с детьми в
данный момент говорят о том, что находится вне круга их внимания.
Вот мама одевает годовалого Алика на прогулку и рассказывает ему,
как они сейчас пойдут в садик, а там уже много маленьких деток гуляет,
и Алик будет играть с ними. "Алик гулять идет! Ну скажи: гу-лять!"
Но мальчик не слушает маму и усердно ловит чулок, который она ему
одевает в это время. Конечно, он не скажет тех слов, которые от него
сейчас ожидают, а вот если бы в этот момент мама заговорила о чулке,
назвала его, дала потрогать, потянуть и т. д., вероятно, Алик откликнулся
бы.
Няня кормит Таню (1 год 2 месяца) и говорит: "А во-он птичка
летит! Ну-ка, птичка, лети сюда к нам!" А Таня занята кашей и
не слушает разговора о птичке. Вот почему, если
вы хотите добиться от маленьких детей ответа, нужно говорить только
о том, что они сами видят, чем заняты.
Очень важно, наконец, создавать такие условия,
чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то
или ответить ему словами. Подчас приходится наблюдать, особенно
в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желания предупреждаются
прежде, чем он успеет их выразить словами. Только он потянется к яблоку
- мама или бабушка сейчас же подают ему: "Возьми, возьми, маленький!"
Он берет маму за руку и тянет в сторону двери: "Котя гулять хочет?
Сейчас пойдем". В таких условиях малышу нет надобности пользоваться
речью: взрослые все скажут за него сами - и он не будет пытаться говорить.
Совсем недавно ко мне привели мальчика 3 лет 4 месяцев, который понимает
почти все обращенные к нему слова, правильно на них реагирует, но
сам объясняется жестами и звуками. Славик - цветущий, веселый ребенок,
врачи признают его здоровым. Почему же он не говорит? Это стало ясно
уже через несколько минут. После того как мы поздоровались, мама заметила
ему: "Ты хочешь ко мне?" - и сразу же подняла и посадила
к себе на колени. "Тебе жарко? Снять шапочку?" - и тут же
сняла шапочку и расстегнула курточку сына. Наш разговор с мамой все
время перебивался ее репликами в сторону Славика - она непрерывно
угадывала, что он хочет. Зачем же мальчику утруждать себя разговорами,
если окружающие все угадывают и делают сами, даже не дожидаясь, чтобы
он как-то отреагировал на их слова? В таких случаях труднее всего
справиться с родными ребенка, убедить их в необходимости добиваться
словесных просьб малыша и лишь тогда удовлетворять их. Славик был
передан на два месяца на попечение родственницы, которой посоветовали
обязательно добиваться речевых реакций мальчика; к концу этого срока
Славик говорил целыми фразами.
В детских учреждениях также очень часто няня или сестра-воспитательница
обращаются к детям в такой форме, когда словесная реакция с их стороны
не требуется. "Дети, идите мыть руки!", "Сели за стол!
Аня, Вова! Садитесь за стол!" Ребенок дает правильные ответные
двигательные реакции - ведь у него выработаны соответственные условные
связи на эти слова, но говорить самому у него нет необходимости, и
его речевая активность не воспитывается. Конечно, и такие приказы
необходимы, но наряду с этим и воспитательница,
и няня должны время от времени задавать ребятам вопросы, просить что-то
назвать и т. д., причем в таких случаях следует обращаться к определенному
ребенку, а не ко всей группе. Например, малыш играет, а его
следует спросить: "Что это?" или "А что сейчас делает
кукла?" и т. п. Эти обращения будут вызывать словесный ответ
малыша.
Надо иметь в виду также, что ребенок конца первого - начала второго
года жизни может повторить за взрослым лишь легкие, короткие слова,
преимущественно кончающиеся гласным звуком. Поэтому на первых порах
допустимы звукоподражательные простые слова: "авка", "киса"
и другие.
Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки
были четкими, а ритм речи не слишком быстрым: ведь мать, отец, работники
детского учреждения не просто говорят - они дают детям материал для
подражания.
Если речь кого-то из ухаживающих лиц имеет дефекты
(картавость, шепелявость, заикание), то эти дефекты станут воспроизводиться
и ребенком, избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно. Поэтому
ухаживающие за детьми люди должны постараться избавиться от недостатков
своей речи.
Когда вы разговариваете с ребенком, не говорите
зря. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что мама или бабушка непрерывно
говорят с малышом, и, конечно, он устает от этого и уже не слушает.
Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно
включенного радио - их уже не замечают.
Трехлетняя Света просится гулять, а бабушка занята: "Вот сейчас
посуду домою, подмету пол и пойдем",- обещает бабушка. "Не
хнычь, не хнычь, уже скоро и пойдем! По набережной погуляем, в Румянцевский
садик пойдем"...- так продолжается с полчаса. Наконец, бабушка
освободилась: "Пойдем одеваться, Светочка! Ты слышишь?"
Нет, Светочка уже давно перестала слушать, и теперь бабушке надо повысить
тон, чтобы девочка обратила внимание на ее слова.
Этв втносится и к более старшим детям. Мама напоминает своему сыну-первокласснику:
"Сейчас два часа, в три надо садиться за уроки, а пока поиграй".
Через несколько минут мама заметила, что Вася увлекся своим конструктором,
и забеспокоилась: "Ну вот, тебя потом не оторвешь, а тебе скоро
за уроки браться". На протяжении часа мать несколько раз заговаривала
о том, что "уже вот скоро надо за уроки браться", а когда
она объявила, что уже пора, Вася не обратил на ее слова никакого внимания.
Поэтому не тратьте слов напрасно: говорите ребенку
только то, что нужно и когда нужно.
В беседах с детьми родители стараются обычно дать как можно больше
сведений, заботясь о развитии ребенка. Но и в этом нужно известное
чувство меры. Нельзя перегружать ребенка массой
сведений - здесь необходима система и последовательность. При этом
не надо давать все в готовом виде, нужно, чтобы ребенок попытался
сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы.
Активность малыша - основное условие его полноценного развития...
Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями и воспитателями
стоят разные задачи. Давайте очень коротко подведем итог. На любой
стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых.
На самом раннем этапе - главное, в чем должно заключаться участие
взрослых,- это создание положительного эмоционального фона.
Далее необходимо несколько раз в день по 3-5 минут разговаривать с
малышом, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего,
взрослый говорит четко и не быстро, говорит, наконец, о том, что сейчас
привлекло внимание ребенка, что он делает. Как при обучении ребенка
называнию предметов, так и при формировании у него понятий, нужно
заботиться о том, чтобы малыш не был пассивным слушателем, чтобы он
имел возможность действовать с предметами; необходимо также добиваться
его словесных реакций.
Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции
общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала
нужно давать инструкцию к каждому действию ("засучи рукава",
"открой кран", "возьми мыло" и т. д.) и лишь после
упрочения цепи действий переходить к общей инструкции ("вымой
руки"). У детей старшего дошкольного возраста следует развивать
способность правильно реагировать на инструкции общего характера,
иначе в школе дети окажутся в трудном положении. А. А. Люблинская,
например, подчеркивает, что некоторые ребятишки в первом классе не
умеют согласовывать свои действия с инструкциями, которые дает педагог.
"Достаньте тетради и приготовьтесь писать",- говорит учительница.
Большинство детей достают тетрадь из портфеля, кладут ее на стол,
открывают и берут ручку. Но часть детей ограничивается тем, что достает
тетрадь и ждет инструкций к следующему действию, так как они приучены
к этому дома, а иногда и в детском саду.
Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается,
нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме.
Двухлетнему малышу показывали - вот собачка бежит, вон птичка летит,
рассказывали сказку о курочке-рябе, давали ему инструкции к каждому
действию и показывали их. С пяти-шестилетним ребенком отец обсуждает
преимущества одного телевизора перед другими, планы на выходной день
и дает ему инструкции, требующие выполнения ряда действий.
А. С. Макаренко говорил, что чем старше становится ребенок, тем большие
и большие цели нужно перед ним ставить. А мы, физиологи, говорим,
что способность планировать свои действия формируется у ребенка по
мере созревания его мозга, но самый процесс созревания в большой степени
зависит от тренировки. Если вы не упражняете функции мозга, то развитие
их будет задерживаться. Созревание мыслительно-речевой деятельности
ребенка, переход к более высоким ее уровням в значительной мере определяется
тем, о чем и как мы говорим с ним.
| |
| | |
|