| Как дети учат друг друга разговаривать
Может
ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих,
способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может.
Наблюдения за общением детей со взрослыми и
друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику,
является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.
Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас,
пополняя его наречиями образа действия ("здорово", "плохо", "сильно", "смело"
и т. д.), прилагательными, передающими эмоциональное отношение
("красивый", "добрый", "вредный"), личными
местоимениями ("они", "мы", "ты"). Именно
общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные глагольные
формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы,
причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться
сложные предложения.
Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно
используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми? Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером,
чем взрослый. Именно непонятливость сверстника,
как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей.
Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые
слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения
и правила могут остаться "в пассиве" и не использоваться
ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много
слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости.
Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная
потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он
общается со сверстником. Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий
для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том
случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть
на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации,
вспомнить, чего он хотел вчера, - и все становится ясным. Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и
настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать -
чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь
играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются
более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно
потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь
дошкольников более связной, полной и понятной. Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания
- важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие
и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно
общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть
врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских
психологов показали, что опыт общения со сверстниками
существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники,
не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности
в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить
с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно
разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что,
для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать
с ними, стараться, чтобы они поняли тебя. Дошкольники стремятся
к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться
яснее и правильнее.
| |