Форма входа |
|
|
|
| | |
| Некоторые первые представления и понятия ребенка
и проявления их в речи
"Автобус
меня уронил и ушиб!" - рассказывает Тима Р. в 2 года 3 месяца.
Он действительно упал в автобусе при толчке и ушибся. Но для Тимы
автобус - живое существо, которое обошлось с ним плохо.
"Стакан упал на меня и облил!" - жалуется Сережа Т. того
же возраста. Мальчик вовсе не хитрит и не хочет свалить вину на стакан,
он искренне считает его виноватым.
"Меня шкаф ударил!" - плачет Юля Т. 2 лет 6 месяцев и в
отместку ударяет шкаф кулачком (и ушибается еще раз).
"Эта подушка черствая (жесткая), я не хочу с ней спать", -
заявляет Тоня Е. 3 лет.
Максим Б. 3 лет очень сытно пообедал и схватился за животик: "У
меня там пища болит!"
Можно каждый день наблюдать столкновения малышей с вещами, столкновения,
в которых вещи обижают их, причиняют боль, пугают - а взрослые этого
не понимают.
Правда, вещи могут вести себя и вполне доброжелательно. "Вот
как хорошо меня спрятал диван, ты и найти не могла!"- говорит
Катя С. в 3 года 3 месяца маме. "Одеяльце теплое, оно меня греет,
никому не отдам!" - сказала Люся Н. в 3 года о своем одеяле.
Изредка маленькие дети просто констатируют факт. "Автобус споткнулся,
да еще и чихнул",- отметила Дэзи Г. в 2 года 10 месяцев.
Ребятишки относятся как к живым не только к
самим вещам, но и к их изображениям на открытках, в книжках и даже
на собственных рисунках. Мариша К. в 3 года испортила книгу
с иллюстрациями художника Рачева - отрезала на многих картинках зайцев
и петухов, чтобы спасти их от лисиц и волков - она не шалила, а действовала
из самых добрых побуждений. Липа Ч. 3 лет 4 месяцев загибала страницы
в книжках со сказками так, чтобы отделить хищников от жертвы (например,
лису от колобка) или Ванюшу от Бабы-Яги. Гена Р. в 3 года 2 месяца
пытался нарисовать зайку и лису, но не соглашался изобразить их на
одном листе бумаги - чтобы лиса не поймала зайку!
По реакциям детей, по их высказываниям мы постоянно убеждаемся, что
в первые годы жизни они еще не в состоянии четко
разграничить, где неживой предмет, а где живое существо - для них
все выглядит одушевленным. Понятия о живом и неживом формируются постепенно
и становятся более или менее четкими лишь в старшем дошкольном возрасте.
Поэтому, если ваш малыш уверяет вас, что это его сапожки залезли в
лужу, а вовсе не он сам - это не всегда попытка избежать наказания,
так как характер представлений у малышей очень отличается от наших.
Например, Максим Б. в 3 года доказывал вполне серьезно, что он сам
нисколько не устал, устали только его ножки. Если ребенок не соглашается
отпустить вас из комнаты и остаться один, так как боится пятна на
стене ("а вдруг оно меня укусит?"), не торопитесь сердиться -
вероятно, ему в самом деле страшно. Нужно устранить причину страха
и только тогда оставить ребенка одного. Не забывайте, что для
маленьких детей все вокруг живое и порой недоброжелательное, ибо они
еще многого не понимают.
С другой стороны, в людях, в животных малыши часто видят какое-то
механическое начало. Игорек К. в возрасте 3 - 4 лет считал, что
все движения, ходьба, прыжки есть следствие действия заводных пружинок
(как в заводных игрушках). Он бегал с мамой наперегонки и, когда она
устала и остановилась, совершенно серьезно спросил: "Что, завод
кончился?" Про свою бабушку мальчик говорил, что в ней вообще
плохой завод: "Пойдет немного и остановится, пойдет еще немного
и остановится!" Славик И. 3 лет б месяцев спросил заболевшего
отца: "В тебе что-нибудь сломалось? А кто чинить будет?"
Возможно, что и в этих представлениях ребятишек нет противоречия с
их склонностью одушевлять предметы - может быть, и пружину, и "машинку"
они считают живыми. Тот же Славик как-то сделал замечание отцу, когда
тот скручивал проволоку (делал "жучка"): "Ты полегче,
полегче, ей же больно!"
У детей первых лет жизни существуют самые путаные представления о
строении и функциях организма, в том числе и их собственного. Сева
Ф. 3 лет 3 месяцев надавливает себе на живот руками и спрашивает мать:
"Почему у меня в животике мягко, а у мишки твердо? Ты не те опилки
насыпала?"
Миша Д. 3 лет 4 месяцев показывает на свою грудную клетку и говорит:
"У меня вот там часы тикают".
Четырехлетние Коля Н. и Маша Л. поссорились, и Маша с презрением говорит:
"Эх ты, пустая голова!" Коля с возмущением отвечает: "У
меня не пустая голова, у меня язык в голове! Вот!" - и с торжеством
высунул язык.
Леша В. 4 лет стучит по груди то себя, то приятеля Сашу Г. 3 лет 10
месяцев и, наконец, спрашивает: "А что у тебя там есть?"
Саша, подумав, отвечает: "У меня там только ОРЗ". (Он часто
болеет, кашляет, и ему ставят диагноз ОРЗ.)
Прислушавшись к тому, что говорят маленькие дети, обнаруживаешь, что
они не знают, что такое думать, спать и т. д. Отец сердится на четырехлетнего
Алика: "Ты думаешь, что ты говоришь?" Мальчик качает головой:
"Я не думаю, я говорю!" Соня Д. 3 лет 4 месяцев уговаривает
маму пойти в зоосад. "Ты думаешь в зоосад?" - "Я не
думаю - я же не дурочка! Я говорю".
Состояние сна воспринимается ребятами как смотрение снов (подобно
тому, как смотрят телевизор, например).
Мариша К. в 3,5 года, проснувшись утром, спрашивает бабушку: "Бабуся,
тебе понравился сон?" - "Какой сон?" Девочка огорченно
всплеснула руками: "Что же ты не смотрела? Про зверей сон был!"
Игорек К. в возрасте 3,5 лет считал, что сны хранятся в подушках (и
даже пытался распороть свою подушку, чтобы посмотреть сны и днем).
Дима О. 3 лет 7 месяцев разговаривает с бабушкой - она жалуется,
что совсем не спала ночью. Дима рассудительно отвечает: "Ну,
ничего, ты сейчас садись, смотри телевизор". Для него отсутствие
сна ночью означает только пропущенные сны.
Юра Н. 3 лет 5 месяцев подошел к воспитательнице и спросил, почему
сны днем выключаются?- он несколько раз закрыл и открыл глаза и потрогал
веки пальцами: "Сейчас в коже глазов не видно снов". По-видимому,
Юра представлял себе, что веки глаз - это что-то вроде экрана телевизора.
Очень трудны для детей понятия о времени. Вы сами, вероятно, замечали,
как долго малыши путаются в представлениях о нем. Когда двух-трехлетний
ребенок плачет, зовет мать, а его утешают, что она скоро придет -
это не утешение: ребенок не понимает, что такое "скоро".
Даже четырехлетние (а иногда и пятилетние) дети путают слова "завтра",
"вчера" и т. д. Они смутно представляют себе: нужно проспать
ночь, тогда будет завтра, или проспать две ночи - и будет воскресенье.
Часто можно услышать от ребят этого возраста: "У меня вчера будет
день рождения!", "Я завтра ходил с мамой к врачу!"
Трудность формирования представлений о времени проявляется и в том,
что дети не могут усвоить, что такое возраст - даже их собственный:
ведь представить себе годы еще сложнее, чем представить дни.
Степа в 4 года на вопрос о том, сколько ему лет, ответил: "Десять,
скоро восемь". Гена Н., тоже 4 лет, на этот же вопрос ответил
менее уверенно: "Или семь, или три".
Света Д. (она хорошо знала счет по порядку) в свой день рождения объясняла
гостям: "Мне было четыре годика, а сегодня - пять! А немножко
потом будет шесть!"
Понятия о временных отношениях нужно вырабатывать у детей, стараясь
сначала дать им представления о коротких отрезках времени, затем -
о более длительных. В 4-5 лет ребенку можно показать часы, дать почувствовать
длительность минуты, нескольких минут, потренировать это в играх;
затем следует учить значение слов: сегодня, вчера, завтра и т. д.
Представления о пространственных отношениях (близко, далеко, правая
сторона, левая сторона и т. д.) для детей легче, так как они наглядны.
Правую и левую руку (что более конкретно и наглядно) малыши различают
после сравнительно небольшой тренировки, но правую и левую сторону
- уже труднее.
В 5-7 лет ребята составляют себе какое-то представление о том, откуда
берутся дети. Многие из них долго вполне удовлетворяются тем, что
они "родились у мамы". Большая часть придерживается такого
мнения: детей покупают в магазине. При разговоре в старшей группе
детского сада нескольких детей спросили, есть ли у них братья или
сестры. "Нет, - сказал пятилетний Славик Г.,- но мама с
папой уже копят деньги купить братика, 15 рублей накопили". Дима
У., тоже 5 лет, ответил: "Собираются купить, но боятся, что непослушный
попадется, как я". Саша М. 5 лет 2 месяцев выразил сомнение по
поводу теории покупки детей, когда познакомился со своей новорожденной
сестренкой: "Сказали, что купили, а я ее трогал - она кожаная,
как я. В магазине же не продают кожаных, а только пластмассовых, или
резиновых, или тряпочных".
Мариша К. в 5 лет разговаривает с подружкой: "Лена, а тебя кто
родил?" Лена ответила, что ее родила мама, и, в свою очередь,
спрашивает, а кто Маришу родил? "А меня бабуся" (девочка
жила длительное время у бабушки и была на ее попечении).
Игорек К. в 5 лет 2 месяца оказался более просвещенным - он знал,
что сначала был в животике у мамы, "а потом мне там надоело,
там же темно и скучно, я и родился!"
Леня В. 5 лет был недоволен, что в группе много девочек, и нашел выход
из положения: надо их переделать в мальчиков. "А разве можно?"
- усомнились его товарищи. "Очень просто: переодеть мальчиками.
Вы думаете, как это получается? Родился ребенок, его оденут мальчиком
- и будет мальчик, оденут девочкой - будет девочка! Только если уж
большие вырастут, так переодевание не поможет".
Очень многие представления и понятия, складывающиеся у ребятишек,
совершенно не соответствуют действительности. Но ни в коем случае
не надо их высмеивать или отмахиваться от них как от глупости. Дети
формируют свои идеи на основе того, что видят, что слышат и зачастую
неправильно понимают. Нужно помочь им разобраться в том, как происходит
на самом деле. Роль родителей в этом чрезвычайно велика - они могут
вовремя сделать нужную поправку, подсказать правильное понимание вещей
и т. д. Те сведения, которые ребенок получает от сверстников, часто
только запутывают его, и вместо одного ложного представления малыш
получает другое ложное.
| |
| | |
|